Thursday 3 May 2012

Ираклий Хинтба: «Ни одна страна не потерпит пренебрежительного, а порой - оскорбительного, отношения к себе. Мы требуем, чтобы Абхазию уважали».



Интервью заместителя министра иностранных дел РА И. Р. Хинтба Государственному информационному агентству «Апсныпресс».

Апсныпресс: Ираклий Ревазович, хотелось бы еще раз уточнить, чем было вызвано решение абхазской стороны объявить главу Миссии наблюдателей ЕС в Грузии Анджея Тышкевича «нежелательным лицом» на территории Абхазии?

Ираклий Хинтба: Абхазская сторона считает важным продолжение конструктивного диалога в формате Женевских дискуссий и Механизма по предупреждению и реагированию на инциденты. Мы всегда были готовы даже к острому характеру разговора, который навязывался порой грузинскими участниками. Однако когда этот процесс откровенно подрывается, необходима должная реакция. Г-н Тышкевич, к сожалению, был явно не расположен к конструктивному общению с нами. Он опытный военный, но в деле налаживания диалога на Кавказе нужны определенно другие качества. Ни одна страна не потерпит пренебрежительного, а порой - оскорбительного, отношения к себе. Мы требуем, чтобы Абхазию уважали.

АП: Грузинские власти пытаются представить заявление МИД Абхазии как выпад против Европейского Союза...

И. Хинтба: Подчеркиваю: наше заявление было направлено не против Миссии наблюдателей ЕС (МНЕС) как института, а в адрес конкретной персоны, ее возглавляющей. Тем, кому очень хочется дать неправильную интерпретацию заявлению МИД Абхазии, советую внимательно его прочитать. Ведь согласитесь, если г-на Тышкевича снимут с занимаемой должности, это совсем не будет означать, что перестанет работать МНЕС. Мы помним его предшественника, г-на Хабера, который не разделял нашу политическую позицию, но при этом был тонким дипломатом, хорошо понимающим меру ответственности за каждое неосторожное слово или поступок в условиях неразрешенного конфликта. Поэтому мы не против того, чтобы МНЕС продолжала работать на территориях, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, как это обозначено в Плане Медведева-Саркози. Главное, чтобы деятельность МНЕС на деле способствовала укреплению безопасности и стабильности в регионе. Очевидно, что этого не произойдет, если руководство МНЕС будет обслуживать интересы тбилисских властей, вместо того чтобы содействовать строгому выполнению мандата миссии.

АП: Означает ли неучастие Тышкевича невозможность продолжения встреч в формате Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты?

И.Хинтба: Нам очень не хотелось бы, чтобы этот механизм прекратил свое существование по этой причине. Если для Грузии и ЕС принципиально участие именно Тышкевича, а не другого представителя МНЕС, то мне остается лишь развести руками. Наша позиция по Тышкевичу окончательна и неизменна. Думаю, что кадровые изменения в руководстве МНЕС могли бы положительно повлиять на разрешение сложившейся ситуации.

АП: В Тбилиси сразу увидели в инициативе МИД Абхазии «руку Москвы». Именно об «ответственности Москвы» говорится в специальном заявлении МИД Грузии. Как Вы прокомментируете это?

И. Хинтба: Я бы назвал подобные интерпретации проявлением политической пошлости. Думаю, грузинским коллегам пора отказаться от устаревших и набивших оскомину штампов и, наконец, посмотреть реальности в лицо. Первыми о готовящемся абхазской стороной решении узнали отнюдь не российские дипломаты, а сопредседатели Женевских дискуссий. Что же касается заявления МИД Грузии, то комментировать его нет смысла, ибо его адресат – российская сторона. Вновь выражу искреннее удивление тем, с каким упорством, достойным лучшего применения, тбилисское руководство пытается убедить мир и, в первую очередь, самих себя, что Абхазия якобы не самостоятельна в принятии внутри- и внешнеполитических решений. Мне кажется, что если грузинская сторона будет и далее придерживаться этой же линии, то нам придется аналогичным образом игнорировать грузинские власти и обращаться по вопросам Грузии напрямую в Вашингтон. Ведь вполне очевидно, что если говорить о внешней зависимости, то на фоне Абхазии Грузия окажется в абсолютно проигрышном положении.

АП: Особенно отличился Секретарь Совбеза Грузии Г. Бокерия, охарактеризовавший шаг МИД Абхазии как «открытую, наглую попытку со стороны Российской Федерации и ее марионеток»...

И. Хинтба: На самом деле, мы привыкли к грубым и хамским выпадам представителя тбилисских властей г-на Бокерия, и не обращаем на них внимания. Но раз Вы спросили, выскажу по этому поводу свое личное мнение. Г-н Бокерия - лицо известное и влиятельное в Грузии. Мне представляется, что ради сохранения мало-мальски интеллигентного имиджа своей страны, а также для укрепления мира и стабильности в регионе, ему надо меньше высказываться на внешнеполитические темы. Решать сложные и тонкие вопросы отношений с Абхазией и другими соседними странами с помощью топора и кувалды - явно не лучший способ.

АП: В Тбилиси обрушились на одного из лидеров оппозиции Ираклия Аласания, заявившего о формировании неформальных вооруженных групп в Зугдидском районе, о чем МИД Абхазии упомянул в своем заявлении...

И. Хинтба: Да, вынужден отметить, что тбилисские власти воспользовались нашим заявлением, чтобы нанести очередной удар по оппозиции. У них всегда и во всем виноваты либо Россия, либо «предательская оппозиция». Единственное, что я могу сказать в этой связи – это то, что ни западным покровителям Саакашвили, ни народу Грузии сегодня совершенно не выгодна консолидация авторитарно-полицейского режима в этой стране, а также то, какую политику проводит сегодня правительство Саакашвили в отношении Абхазии и Южной Осетии.

АП: Намерены ли мы продолжать общение с Европой?

И.Хинтба: Соответствующая позиция была четко сформулирована Президентом Абхазии Александром Анквабом. Мы разочарованы отсутствием видимого прогресса во взаимоотношениях с европейскими структурами, однако в случае наличия явной пользы от такого общения, мы готовы его продолжать, но при важном условии: взаимодействие с ЕС не должно осуществляться через Тбилиси.

АП: Есть ли политические резервы для развития более продуктивного взаимодействия с Европейским Союзом?

И.Хинтба: Отмечу, что у нас налажено положительное дипломатическое взаимодействие с региональным офисом ЕС на Южном Кавказе и его главой г-ном Лефором, а у гражданского общества Абхазии – с рядом европейских неправительственных организаций. Считаю в целом вполне сбалансированными недавние заявления Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон и сопредседателей Женевских дискуссий. Уверен, что из любой ситуации всегда есть выход. При этом я категорически не согласен с некоторыми заголовками в прессе – например, «Абхазия наехала на Европу». Неужели г-н Тышкевич является олицетворением ЕС и тем более всей Европы? Если в Грузии кто-то пытается безответственно представить наши действия как выпад против Европейского Союза, то мы возлагаем полную ответственность именно на тбилисские власти за возможное снижение участия европейских структур в деле урегулирования конфликта. Это, кстати, вполне укладывается в русло изоляторской политики Грузии, которая лишь на словах выступает за укрепление позиций ЕС в Абхазии, а в реальности делает все, чтобы Абхазия была максимально закрытой от общения с миром. Странно, что западным патронам Грузии это до сих пор не стало очевидным. Думаю, что ЕС и США надо серьезно задуматься над уровнем компетентности и лояльности ее представителей в Грузии, которые, видимо, под влиянием тбилисских властей, посылают в свои столицы неверную информацию о происходящем в регионе.

1 comments:

Anonymous said...

Ввиду того, что грузины наградили генерала Тышкевича чуть не орденом Горгасала,он становится заинтересованным лицом и потому быть беспристрастным участником переговорного процесса не может. Так что тут уже не абхазская сторона , а требование протокола.

Post a Comment