На положении Абхазии всегда серьезно
отражаются осложнения геополитической ситуации, поэтому мы стараемся отслеживать
динамику этих процессов. Мы понимаем, как все усложнилось в последнее время, когда,
например, военная стратегия Соединенных Штатов изменилась от оборонной к
наступательной превентивной, что естественно, вызывает озабоченность России;
когда Америка в своих интересах пытается переструктурировать энергетическую систему европейской
безопасности, в обход России, и когда Европа все более и более поддается
американскому давлению. Очень много вызовов сегодня у России и понятно, что это
отражается на политике России в отношении государств в ее ближайшем окружении,
в том числе и на Абхазии. Видимо, в связи с этими изменениями стала активно
обсуждаться идея подписания нового российско-абхазского договора, который
призван обеспечить гораздо более глубокую интеграцию Абхазии в российское
пространство. Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что в Абхазии существует
консенсус относительно интеграции с Россией – все позитивно относятся к
подобной перспективе, если степень и
характер этой интеграции не ведет к снижению политического суверенитета
абхазского государства и не перечеркивает надежды на перспективы дальнейшего
международного признания Абхазии.
Снижение доверия или какое-либо
сомнение относительно развития двусторонних абхазо-российских отношений, даже
минимальное сомнение – губительно для Абхазии. Поэтому все, что вызывает это
сомнение - тревожно и не в интересах Абхазии. Я думаю, и
России тоже совершенно не нужно, чтобы в Абхазии возникали какие-то новые
настроения, где есть место некоторым сомнениям. К сожалению, дискуссия о новом
договоре, о необходимости более глубокой интеграции, мне кажется, не совсем
правильно началась. Здесь уже задавали вопрос: существует ли текст этого
договора? Где-то в публикациях пишут, что текст уже есть, уже написан, но не
обнародован. Получается, что все мы, здесь сидящие, обсуждаем то, чего еще не
видели. Я считаю, что не нужно забывать о том, что идея большей интеграции
через модель ассоциированных отношений была вброшена весной этого года совершенно
не подготовлено – без анализа уже существующих отношений, без какого бы то ни
было обоснования. Реакция в Абхазии была очень острой и негативной. Практически
все абхазское общество: исполнительная власть, парламент, оппозиция, различные
партии и ветеранские организации – все однозначно высказались против этой идеи.
Возможно, эта реакция была неправильной, возможно надо было иначе отнестись к
этой идее. Но факт этого отрицательного реагирования уже существует, эта
реакция уже факт истории. И не учитывать этот факт просто нельзя. Поэтому надо
разобраться, почему абхазское общество обеспокоилось, что именно вызвало опасения,
которые заставили так реагировать? Мы можем благостно дискутировать на эти темы,
делать вид, что опасений нет. Но, к сожалению, опасения есть, и у них есть
основания, поскольку в российском истеблишменте есть два линии отношения к
Абхазии. Одна линия, которая идет от высшего руководства России, поддерживаемая
и развиваемая МИД России - линия на развитие и взаимодействие с Абхазией, как с
состоявшимся государством, да с массой проблем, но с независимым государством. МИД
РФ проводит огромную работу, чтобы продвигать процесс международного признания.
Но мы должны признать, что есть и другая линия, высказываются и другие мнения. Буквально
несколько дней назад, в общероссийской газете «Новые известия» был опубликован
материал о возможном проведении в 2015 г. референдума о вхождении Абхазии в
состав России, что, кстати, поддержал зампредседателя комитета Госдумы по
конституционному строю и госстроительству Вадим Соловьев. Мы не должны
закрывать глаза на то, что на достаточно высоком уровне речь идет и о такой
слишком уж глубокой интеграции, что конечно же, вызывает серьезные опасения в
абхазском обществе. Мне кажется, что важный и полезный разговор об укреплении процессов
взаимодействия, без которых на самом деле развитие Абхазии невозможно, нужно
отличать от таких непонятных информационных вбросов.Говоря о базовом договоре между РФ И
РА, нужно понимать, на каком основании его надо пересматривать? Может быть,
достаточно его откорректировать или дополнить? Живя все эти 5 лет в
соответствии с существующим рамочным договором о дружбе и сотрудничестве, в чем
мы заметили какие-то бреши, упущения, недоговоренности? Что именно нужно
восполнить или развить? Давайте этот разговор об интеграции начинать с
определения недочетов, если они есть, с определения российских и абхазских
интересов, чтобы обществу была понятна необходимость перемен. Чтобы не
получилось, что где-то кто-то уже все решил, минуя обсуждение. Такие
судьбоносные решения должны приниматься на основе ясного формулирования
национальных интересов, на основе понимания, в чем именно заключается острая
необходимость тех или иных решений. Здесь есть красные черты и для Абхазии, и
для России. Для Абхазии – это снижение суверенитета, красная черта, игнорирование
которой общество в Абхазии будет воспринимать негативно. Но и для России есть
красная черта. Если интеграция будет настолько сильной, если изменения будут
настолько значительными, то уже не только противники России станут воспринимать
Абхазию, как оккупированную территорию. Разве это нужно России? Кто-то здесь
уже говорил, что только несколько стран употребляют этот термин в юридическом
плане, но можно прийти к тому, что не до
конца продуманные новые идеи будут «лить воду на мельницу» американского
взгляда на то, как Россия ведет себя по отношению к странами, независимость которых
признала. Поэтому я призываю к тому, чтобы эта дискуссия велась очень серьезно,
не приуменьшая те озабоченности, которые есть, даже если бы они не имели под
собой глубокой почвы. А в действительности, многие опасения имеют серьезные
основания, поэтому разговор должен быть глубокий и честный, без приуменьшения
реальных сложностей.
Арда Инал-ипа
Круглый стол: Российско-абхазские отношения: контуры нового уровня интеграции
23 сентября
Сухум., Абхазия
0 comments:
Post a Comment